пятница, 11 декабря 2009 г.

Прогулки по воде - Какодин

Прогулки по воде - Какодин: "Какодин

[info]lex_kravetski
19 ноября, 15:17

Музыка:
Emperor - With Strength I Burn

Посвящается Истинному Учителю Истины

Знаете, особо депрессивные подростки часто жалуются: «тра-ля-ля, я как будто в полном одиночестве живу»? Понятно, они имеют в виду, что их никто кругом не понимает, все регулярно игнорируют и вообще мир им не рукоплещет, однако депрессивный подросток, он совсем не как один — ведёт себя иначе. Серьёзно, депрессивные подростки не орут по ночам у подъезда, не ставят сумки в проход и не перегораживают своим авто всю магистраль. Какодни — совсем другие люди. Зачастую, целеустремлённые и активные. Но, самое главное, вокруг них никогда никого нет. Во всяком случае, поражённый какодинизмом окружающих не замечает. Они вроде как физически есть, но какодин ведёт себя так, будто их на самом деле нет. Или, как минимум, другим ничего не нужно. В принципе не нужно.

Вот, например, я рассказывал про концерт Соколиной Охоты — небольшой такой клуб, безо всяких там иерархических подъёмов столиков а ля «зрительный зал», узкий в направлении сцены и всё такое. Столы по отношению с сцене стоят по два четырьмя-пятью рядами. Перед сценой небольшое пространство, а сама сцена на маленьком таком возвышении. То есть, даже если все сидят, то уже со второго ряда видны только головы музыкантов и небольшой фрагмент плеч. И так не сахар. Однако два-три фотографа в такой ситуации запросто могут обратить сахар в перец. Им достаточно просто выскочить в свободное пространство перед сценой и простоять там шеренгой весь концерт. За фотографами не видно ничего даже стоя.

Тут надо понимать, я сам часто фотографирую. Но мне почему-то не даёт развернуться постоянное осознание наличия других граждан, не менее меня заинтересованных действий. Поэтому лично я ловко пригибаясь проскакиваю через все зрительные с задних рядов пространства аки мышь за полсекунды. А ну как кто-то за моей спиной чего-то там не разглядит? Но так бывает только с теми, у кого не развит какодинизм. С какодинизмом гораздо проще: ты просто выходишь в удобное тебе место, не взирая, загородил ли ты обзор половине зала или нет, долго с полного роста целишься в музыкантов, делаешь десяток снимков и прямо на месте начинаешь их просматривать. Просмотрев и засняв ещё, ты не уходишь. А прямо тут же вступаешь в разговор с приятелями — иначе ж ходить туда-сюда придётся. А ты делом занят — фотографируешь.

Самый суровый симптом какодинизма — это твёрдое убеждение, что если ты чем-то занят, то ты уже на всё имеешь полное право. Например, ты фотографируешь. Это — тяжёлый, ответственный труд. Поэтому какие-то там бакланы, пришедшие просто посмотреть и послушать, не в счёт. Как они вообще могут от тебя что-то там требовать, если ты делом занят? Конечно, большинство даже хронических какодинов, если им напрямую сказать, всё-таки осознают наличие некоторой проблемы и даже пытаются извинившись её слегонца зарешать, но надолго их не хватает. И вот уже через десять минут всё тот же какодин снова загораживает обзор половине зала.

Чего уж и говорить — мысль, хотя бы по минимуму ориентироваться на очевидные потребности окружающих самостоятельно, у какодина в принципе не возникает. Он — как один. Желания только у него, спешит только он, хочет увидеть сцену только он, разговаривать надо только ему. Его желание не то чтобы важнее желаний окружающих, нет, просто для него это — единственное осознаваемое желание. И потому единственное рассматриваемое. Он сам по себе обычно не злой, не грубый, не себялюбивый. Он просто другихнезаметный. У меня даже «эгоизмом» язык не поворачивается такое назвать — эгоист-то выносит решения в свою пользу зная о желаниях остальных, а какодин просто о них не знает. Он, например, не в курсе, что вот сейчас он загородил кому-то обзор, — просто ему хотелось лучше что-то рассмотреть и всё. Не со зла.

И так было не только на концерте Соколиной Охоты. Почти на любой концерт неминуемо приходят какодины. Концерт на стадионе — они лезут с сидячих мест к загородке, встают, чтобы попрыгать от радости и прыгают час подряд. Сзади, за ними никому не видно, да, но они же это, радуются. Как вы можете запрещать человеку радоваться? Он честно заплатил деньги и хочет теперь прыгать. Что? Вы тоже заплатили деньги и хотите смотреть? Ну так это — ваши проблемы. Не может же он ещё и о ваших проблемах думать.

Был как-то раз на концерте Deep Purple. Тоже на стадионе, однако звук товарищи отлично отстроили — всё четко и одновременно на нормальной громкости, а не на оглушающей. Группа, хоть и выступает за три копейки, в тираж всё равно ещё не вышла. Жгут как надо, даром, что ни Блэкмора, ни Лорда в ней уже нет.

Так вот, отсутствию Блэкмора как раз и огорчился один дяденька из зала. Дяденька, вроде, не подросток. По виду за пятьдесят уже. Но всё равно от расстройства, что на гитаре не Блэкмор, а Стив Морс (можно подумать, когда билеты брал, был не в курсе), дяденька весь концерт орал «Стив Морс — козёл». Весь, повторюсь, концерт. Все хлопают — дяденька орёт «Морс — козёл». Играют песню — дяденька не унимается. Ему уже и устно сказали, и кто-то в рыло попытался выдать — безрезультатно. В результате… тут я слукавил — не весь концерт… в результате где-то во второй половине охранники выкинули дяденьку из зала. Тот страшно возмущался: произвол, дескать, я заплатил, а они меня из зала. На ровном месте. Это что ж получается, свободный человек уже не вправе «Морс — козёл» поорать? Тоталитаризм поднимает голову?

Дяденька наверно был не злой. Он просто не понимал, где тут проблема. С его точки зрения наверняка всё выглядело так: Морс — козёл и где же об этом говорить, как не на концерте с его участием? А тут вдруг какие-то неадекватные существа начали дяденьку оскорблять, попытались избить и выкинули на улице. Ни за что. Дяденьке не очевидно, что другие в общем-то пришли слушать концерт, а не дяденьку. Ему вообще не вполне ясно, зачем это кроме него ещё кто-то сюда пришёл. Кто все эти люди? Что они тут делают? Куда вы меня тащите, пидарасы?!!

Для какодина диапазон осознаваемого пространства ограничивается примерно длиной вытянутых рук. Иногда, если с какодином есть его приятель, диапазон вырастает чуть дальше, но не сильно. С приятелем, например, можно громко разговаривать в транспорте. Ну интересно же оно, разговаривать-то. Как тут не поорать? Ещё приятелю можно дать послушать все сигналы мобильника. Ещё можно включить радиоприёмник и с приятелем под него спеть. Можно, кстати, и без приятеля. Раздражение окружающих в этих условиях выглядит не более чем капризом. Как им может мешать его радиоприёмник, если лично ему он скорее помогает? С хрена ли жильцы вызвали милицию, когда он всего-то включил музыку в машине на полную громкость перед подъездом и открыл дверь с целью покурить? Им, что, музыка что ли не нравится?

Хотя нет, последний вопрос даже не задаётся. Всё было так: он тихо и мирно слушал музыку на полную громкость и вдруг его ни за что забрала милиция. В этом самая суть какодинизма.

Вот они, два слагаемых — неспособность осознать очевидные желания окружающих и априорная индульгенция себе за «занятие делом». Пофиг, что это дело нужно только какодину — это ведь он чинит свою машину для самого себя, это он для самого себя делает снимки, — сам факт занятия делом как бы священен. Остальные должны за вот этот сам факт всё простить — разлитое на тротуаре масло, музыку в семь утра в воскресенье, заваленную покрышками дверь подъезда… Это вы, черви презренные, в постельках нежитесь, а я-то уже, о-го-го, с самого утра на боевом посту. С самого утра уже вышел ремонтировать собственный автомобиль.

Мама едет с ребёнком в автобусе. Ребёнок маленький, мама — взрослая. Почему мама доставляет пассажирам чуть не больше проблем, нежели её ребёнок? Почему она орёт дурным голосом, скачет по салону, толкает своё чадо на посторонних граждан? Очевидно: мама занята делом. «А вы сами попробуйте, каково это — детей воспитывать». Детей воспитывать тяжело, поэтому остальных пассажиров просто нет. Мама тут наедине с ребёнком. Орать на него — её право. Ведь это же её ребёнок. Своего заведите, а потом будете советы давать. И совет «заткнуться на хрен» тоже.

Какодинизм внедряется самой средой и действующей идеологией. Чего думать об окружающих, когда каждый сам за себя? Зачем молчать, если свобода слова? «Моя свобода заканчивается у кончика твоего носа, но не раньше» — вот где суровая ирония судьбы-то. Ты свободен даже мне мешать — если на расстоянии.

Куда там, сами законы уже склоняют к какодинизму. Один чувак слегка цепляет другого бампером и царапает тому дверь. Никто не пострадал, мелочь, но чуваки терпеливо ждут прибытия ДПС — «а то ведь со страховкой проблемы будут». Чуваки ради своих трёх тысяч на ремонт тормозят всю улицу. Нанося совокупный ущерб в сотни тысяч. Из-за царапины и страховой, которая «может эти три тысячи не дать». Вот он — правильный подход к делу. Моя машина — бог. Пусть хоть весь мир остановится, но я своего не упущу. Есть ведь уже закон, позволяющий покинуть место аварии и выехать на обочину, но «страховая прикопается». А можно, кстати, и без аварии всех тормознуть — оставить машину на путях и забежать в магазин на полчасика. В самом деле, это ж мне в магазин надо, а остальные просто погулять вышли. Им наверняка пофиг.

Ради интереса, прикинем, какой ущерб наносит чувак, перегородивший дорогу.

Примем среднюю зарплату по России за 16 000 рублей. При двадцати рабочих днях по восемь часов каждый, час работы среднего гражданина «стоит» сто рублей. Понятно, что с его работы извлекается ещё и дополнительная прибыль, в том числе косвенная, однако сто рублей — это минимальный минимум. Это — по крайней мере то, что получил бы сам гражданин, работая этот самый час. Даже без учёта полученного другими. Итак, сто рублей за час. В автобусе — пятьдесят человек. Один на полчаса тормознутый автобус — две с половиной тысячи. То есть, уже цена той самой царапины, ради которой полчаса ждут приезда ДПС. А сколько автобусов тормознули? Штук пять? А если трамваев и троллейбусов — сразу двадцать? И сколько машин? Пятьдесят тысяч — это оценка снизу для причинённого ущерба. Ради трёх тысяч, которые теоретически «могут не компенсировать», пятьдесят тысяч ущерба всем остальным — не многовато ли? В своём ли вы, господа, уме? Хотя да, в своём. В своём собственном. Независящем от остальных.

Многих беспокоит, что при тоталитаризме общество может ущемить индивида. С этим предлагается бороться строго обратным — разрешением (хотя бы моральным) индивиду причинять ущерб обществу. Если ты ничего не ломаешь, никого не бьёшь и не грабишь, совесть твоя чиста. Ты не даёшь людям спать, мешаешь им доехать на работу, загораживаешь им сцену и экран — всё это позволено. Ты же не заставлял их, не хватал за руки, ты же не раб какой, ты — право имеешь. У тебя свобода жить среди людей как тебе нравится и ты живёшь именно так — будто остальных вокруг тебя и нет. А они как налетят на ровном месте…


Update: Про автомобили, я так вижу, не всем понятно. Многие, как я вижу, серьёзно уверены, что «автомобилисты — другое дело». Оно очевидно: то какой-то клоун загородил вам сцену, а то — вы сами не получаете пять тысяч компенсации. Само собой, что клоун неправ, поскольку он — не вы.

Однако, я вам скажу, фотограф по этой логике куда как правее автомобилиста. Если фотографу предложили те же пять тысяч за съёмку концерта, то согласно вашим рассуждениям, вполне нормально, что фотограф на окружающих положил болт. Как и у автомобилиста — если не положишь болт на окружающих, есть вероятность, останешься без денег. Без пяти тысяч, в данном случае. При этом фотограф наносит ущерб как максимум паре десятков человек. Автомобилист же, тормознув всего один автобус, уже нанёс ущерб пятидесяти. Фотограф всего-то загородил сцену, автомобилист — не дал доехать до работы, места учёбы, не дай бог, больницы. Фотограф не поставил ничью жизнь под угрозу. По-любому, для начала надо не автомобилиста, а «фотографа за пять тысяч» оправдать.

И вот эти вот «а иначе страховая не даст», они как раз про то самое с самого начала, ещё из непроапдейченной статьи: некий автомобилист, боясь гипотетической потери личных пяти тысяч запросто прокидывает общество на пятьдесят тысяч. Если для вас такое вполне допустимо — не стесняйтесь, начинайте с оправдания фотографа. Ну и дальше по списку: да за ради моей личной тысячи рублей, можно хоть пол-Земли к гребеням взорвать. Чего это вы должны заради других свои деньги терять, правда?"

Комментариев нет: